«Хороводы водим вместе, будет всем нам интересно!»
Хороводные игры – это не просто развлечение, это целая культура, глубоко укорененная в истории Руси. Сотни лет назад, когда жизнь была проще, а время текло медленнее, хороводы служили не только развлечением, но и способом общения, передачи традиций и даже ритуальных действий. Дети, подражая взрослым, учились правилам поведения, морали, взаимопомощи. Взрослые же находили в хороводных играх возможность расслабиться, повеселиться и вспомнить детство, укрепить социальные связи и поделиться историями.
В наше время, в эпоху цифровых технологий, хороводные игры могут показаться устаревшими, но они остаются актуальными как никогда. В них есть нечто волшебное, что притягивает и детей, и взрослых. Хороводы развивают координацию, ритмику, внимание, умение работать в команде, а также стимулируют воображение и творчество.
17 сентября работники районного Дома культуры, специалист по методике клубной работы Серёгина П. К. и методист по составлению кинопрограмм Рыбикова М.В., организовали игровую программу «Хороводы водим вместе, будет всем нам интересно!» для учеников 5 «В» класса ТСШ № 1. Это была не просто развлекательная программа, а настоящее путешествие в мир народных традиций, где ребята не только играли, но и узнавали о значении хороводных игр в культуре нашего народа.
В начале программы ведущие рассказали ребятам о истории хороводных игр, о их значении в жизни предков. Дети с интересом слушали о том, как хороводы помогали людям собираться вместе, отмечать праздники, встречать весну, просить у богов добра и урожая. Затем они сами попробовали сыграть в традиционные игры:
«Солнце» — это классическая хороводная игра, в которой в центре круга стоит «солнышко», а остальные дети идут по кругу, поя слова: «Гори, солнце, ярче – летом будет жарче, а зима теплее, а весна милее». По окончанию стишка, «солнышко» произносит фразу «горю», дети разбегаются, а задача «солнышка» — поймать всех и вернуть в круг. Эта игра развивает реакцию, скорость, внимание и координацию.
«Кот и мышка» — более динамичная игра, которая особенно понравилась ребятам. Дети встают в круг, внутри которого мышка, а за пределами круга — кот. Задача кота — поймать проворного мышонка, но ему мешают дети из круга, которые выполняют роль «ворот». Опустив руки, они закрывают «ворота», не позволяя коту пройти, а подняв — открывают! Эта игра требует от ребенка быстрой реакции, координации движений и умения работать в команде.
«Ручеёк» — это хороводная игра, которая помогает детям учиться чувствовать ритм, координацию движений. Ребята берутся за руки и идут по кругу, по очереди проходя в небольшое пространство, образовавшееся между другими участниками. В этой игре важно coгласовывать свои движения с другими, чтобы не запутаться и не столкнуть друг друга.
«Как у дядюшки Трифона» — это веселая хороводная игра, которая развивает память и воображение. Дети идут по кругу, поя слова: «Как у дядюшки Трифона, был большой сарай, в том сарае было 100 коней…» В конце стиха называют действие, которое нужно выполнить: «кони скачут», «кони бьют копытами», «кони хвостами машут» и т.д. Игра с юмором и детским задором помогает детям проявить свою индивидуальность, выразить свои эмоции и получить массу позитивных впечатлений.
В конце программы дети были в полном восторге, они отметили, что у них было очень весело и интересно. Специалисты Дома культуры отметили, что хотят продолжить проводить такие игры с детьми, ведь они не только развивают физические навыки, но и помогают детям чувствовать себя частью общей культуры.